Отзыв на курс RDI
Я мама двух детей с диагнозом атипичный аутизм. Моим сыновьям 10 и 15 лет. У старшего плюсом лёгкая умственная отсталость. До знакомства с RDI был пройден огромный путь. После постановки диагноза старшему сыну, долгое время пряталась за позицией: я хочу быть просто мамой. Искала волшебную таблетку, потом волшебного специалиста (логопеда, дефектолога, нейропсихолога). Младшему сыну диагноз поставили рано. И я шла по тому же пути. Помощь детям была, но весьма незначительная. Я видела, что это не работает: я каталась по Москве от восхода до заката, от процедуры к процедуре, от специалиста к специалисту. Мы буквально жили в машине. А продвигались совсем небольшими шагами. Что-то больше давало, что-то меньше. Но в целом, это был забег на месте.
Движение началось только тогда, когда я осознала, что без включения мамы, как основного двигателя, развитие для ребёнка просто невозможно. По образованию я педагог. Поэтому сначала в ход шли традиционные педагогические технологии).Со старшим долгое время срабатывал метод кнута и пряника. В основном кнута. Это был сложный путь со слезами, истериками, нервами. Достижения были, а радости от этого не было.
Младший сын научил меня совсем другим вещам: подстраиваться под ребёнка, действовать вместе с ним, искать возможности включать его в этот мир. Не потому что я изменилась, просто ребёнок другой. В четыре года у него диагностирован тип поведения с патологическим избеганием требований (ПИТ). Потому что любой негатив в его сторону или попытка заставить что-то сделать насильно, давали только истерики и откаты. Включала кусочками АВА, флортайм, нащупывала свои подходы. Например, такому ребёнку надо давать время на принятие решения сделать что-то. Нельзя сказать, что мы едем на дачу и поехать. Или поменять демисезонную куртку на зимнюю в один день. Но если предлагать совершить эти действия много раз с рассрочкой во времени с принятием возможности отказа, то через какое-то время ребёнок сможет ответить "да".
Многое нам удалось: оба речевые, оба пишут, читают, считают, размышляют. Но и куча проблем по-прежнему с нами.
Случайно попала на ролик Юлии Снежко, в котором была ссылка на мастер-класс. Прошла его— и не пожалела. За эти три дня мне многое из озвученного откликнулось. Решила пойти на курс для специалистов, за двумя зайцами): узнать больше о методах RDI для своих детей, и получить в руки инструмент для трудовой деятельности.
Большая часть из того, что я годами нащупывала интуитивно, набивая шишки себе и детям, я увидела в RDI: дозирование речи, опора на эмоции, использование фотографий для формирования воспоминаний; включение ребёнка в домашние хлопоты— пусть это и будет 1% от общего дела.
Теперь, когда пройден курс, у меня в голове сложился пазл. Поменяв лишь угол зрения, (хотя поначалу было сложно не скрою), на нашу повседневную жизнь, я вижу возможности для того, чтобы восполнять дефициты моих детей. Понимаю над чем, и главное, КАК работать, чтобы мои дети развивались. Старший сын через RDI потихоньку осваивает правила полноценного (не наученного и натасканного) диалога. Приёмы работы над гибкостью поведения – это фантастика для младшего ребёнка с ПИТ. Очень жаль, что я не познакомилась с RDI лет 7 назад. Скольких ошибок и лишних телодвижений можно было избежать! Конечно, и сейчас я соскакиваю с нужной дороги (слишком длительный опыт негативного взаимодействия со своими детьми — ух, звучит ужасно), но я учусь и стремлюсь!
Дополнительным бонусом стало моё внутреннее спокойствие. Конечно, я до сих пор мониторю "новости" в мире борьбы с аутизмом. Но делаю это скорее по привычке и без фанатизма. Потому что я знаю, что основное моё оружие, — RDI, — уже в моих руках)). Это мягкая, терпеливая, принимающая и понимающая технология. Это обязательно результаты, но за которые не стыдно. Есть такой ролик, где девочка говорит маме: "Эти уроки придумали специально, чтобы мы поссорились". Надеюсь, что теперь это не про нашу семью!